Просмотров: 90 | Опубликовано: 2017-06-28 16:04:12

Мария

Нету здесь правды. Здесь есть истина…

(Б. Люмар)

 

Вовсе не обязательно быть понятным. Главное — быть понятым.

 

Люди — они такие же как и мы все, и все разные, и каждый человек говорит собственную, порой, единственную фразу, начерченную на устах самой судьбой:


 

1. Девушка в деловом костюме:

Эти часы вам очень к лицу.

2.Мужчина лет сорока: Я так старался быть хорошим, здоровался со всеми, помогал всем… Где они?!!!

3.Человек с чемоданом, стоящий одиноко на остановке слышит крик: «Домой!»

4.Девушка в больничной палате: Поцелуйте меня в сердце, согрейте мою кровь… хоть кто — то… пожалуйста.

5.Человек в псих больнице: Я отправлю тебя в Крестовый поход.

6.Элегантная женщина: Я не люблю любовь. Я ей не верю. Я ее не чувствую. Я чувствую боль. Я хочу курить и долго — долго разговаривать по телефону.

7.Молодая девушка: Я не могу забыть… Потому что я не хочу забыть.

8.Наркоман, ощупывая свои синяки на руках: Нет, мне не больно… Просто сердце болит… Или душа.

9.Сантехник:

Я не люблю краны, как ни странно. Мне не нравится море, мне не нравятся реки. Что для меня Мировой океан? Другое дело — небо …

10.Заплаканная девушка: А ты меня услышишь среди тишины?

11.Молодой парень: Как я счастлив. Очень счастлив. Сильно счастлив. Это скоро пройдет.

12.Мужчина с сигарой: Дай мне руку — я без нее потеряюсь в дыму.

Чей — то смех.

Мужчина с сигарой: Так нельзя.


 

Смех переплетается с голосами этих людей, титры заканчиваются, начинается фильм…

 

Одинокое персиковое дерево. Михаил сначала собирает его плоды, висящие на нижних ветках, а затем лезет на лестницу за персиками, висящими выше. Все растворяется. Михаил просыпается в холодном поту, словно ему приснился ночной кошмар, смотрит на серый потолок, одинокую паутинку в углу. Михаил гуляет по саду, мрачно оглядывая деревья и изредка нюхая цветы. Звучит его голос:

Я не думал, что может случиться так… Мне казалось, что ее у меня не отнять, но… Сад… Ее любимый сад — это все, что от Нее осталось; она так его любила… Наверное, как и меня… А мертвые любят?

Начинается мелкий дождь. Михаил поднимает голову к небу, открывает рот, ловя капли. Дождь начинает идти сильнее. Михаил, весь мокрый, сидит за скромным завтраком, нехотя жует кашу, пьет жадно чай — тот течет по бороде и стекает дальше по шее. Внезапный порыв ветра открывает окно. Многочисленные бумаги летают по комнате. Михаил ест кашу, будто ничего не произошло. Видит, что в окно вылетает фотография девушки — это Рита; лицо его меняется; он бросает ложку на тарелку с грохотом и идет закрывать окно.

 

Красное платье этой женщины сразу бросилось в глаза, потом внимание приковал ее небрежный макияж и подозрительный разговор с полной дамой.

Они гуляют по саду , приближаются к персиковому дереву .

Женщина в красном платье:

Представляете, он убил себя… Пулю не нашли — та осталась в теле… Их так вместе и похоронили… Такая глупая и нелепая смерть… Такой печальный и вобщем то приземленный конец внеземной любви… А вы боитесь мертвых?

Полная дама:

Я? В принципе — нет. А вот муж боится… Но я все равно его заставлю сюда приехать, посмотреть, как тут все… Я ему, конечно, фотографии с интернета показывала, но здесь так… Атмосфера все же какая — то, эти очаровательные заросли, старая могила… Я обязательно приглашу сюда своего мужа! Ему тут понравится! И брата приглашу… Пусть посмотрят!

Женщина в красном платье:

Конечно ! А это... Природу любите?

Полная дама:

Город не люблю. Я от него устала, он словно пожирает все мои силы, мою энергию, а здесь… Интересно, как здесь ночью? Страшно?

Женщина в красном платье:

Ооо! Отовсюду доносятся женские вздохи, голоса, пластами в воздухе повисает туман, а икона, висящая в доме … — (оглядывается по сторонам)

Полная дама ( заинтересованно):

Что икона? Какая икона?

Женщина в красном платье:

Богоматери...Она поднимает руки к небу , словно , о чем-то просит , и порой даже пускает слезу... Вы только не сочтите меня сумасшедшей! Тут правда такое место...

Полная дама:

Я люблю сумасшедших. Они все со временем становятся гениями. Это как вакцина — чтобы тебя считали гением, нужно сначала привить себе сумасшествие… Как эти двое… Ну, которые в могиле лежат… Там… — (указывает рукою в сторону могилы)

Женщина в красном платье, указывая на летящих в небе птиц:

Смотрите, черные флаги!..

 

Михаил лежит под персиковым деревом и говорит: «Если меня завтра не будет — кто будет плакать за мной? И за Ритой… Кто будет следить за садом и дышат им, жить им, кто заметит среди зарослей неприметную могилу?»

Он просыпается от стука в дверь. За окном во всю идет дождь. Михаил со злобой открывает дверь, параллельно спрашивая, кто там. В комнату входит старик. Он молча делает круг по всей комнате, смотрит вокруг.

Михаил испуганно:

Ты кто? Старик:

Пути и дороги коварны, а иногда милостивы. Я пришел, и я благодарю Бога за то, что он послал мне нового друга — то есть вас.

Михаил недовольно:

Пожалуйста… Вижу, ты нашел себе нового друга, я пустил тебя в свой дом, а ты благодаришь Бога? Проваливай отсюда! Старик:

Да. Вы не Бог — всего лишь человек, поэтому и выгоняете меня под дождь.

Михаил:

А пусть я хоть сам черт! Проваливай отсюда! — (открывает дверь и выталкивает своего гостя)

Старик:

Вы — черный человек, несчастный человек, вы не любите Бога, а он вас любит, вы пользуетесь его дарами, но не цените их!

Михаил разгневано:

Уходите отсюда! Ваш Бог несправедлив, как и вы, его дары мне не по вкусу, прочь!

 

Ветер неожиданно открывает окно. Начинается сквозняк.

Пауза.

 

Старик:

Воля Ваша.

Михаил спокойно:

Воля моя. Простите меня. Я всего лишь человек. Прощайте.

Старик уходит; Михаил останавливает его:

Стойте! Там, в саду, возле дома есть могила… Там живет Рита. Если Бог и вы действительно справедливы — то почему?

Старик:

У каждого своя справедливость, у каждого свой бог. Прощайте, друг. (Старик уходит)

Михаил, смотря ему в след:

Прощай… те …Прощайте.

 

Михаил гуляет по ночному саду. Луны на небе не видно из -за туч. Мокрая трава мнется под ботинками Михаила, подходящего к маленькой аккуратной могилке.

Голос девушки:

Она была хороша?

Михаил удивленно:

Она была богиней.

Девушка:

Она была хороша.

Михаил:

Была… А зачем я без нее?

Девушка: Не переживай! Всех ждет одна и та же ночь!

Михаил: Быть может, сегодняшняя?

Девушка:

Ты не спеши — спешка живого не красит, как и мертвого. Михаил:

Она мертва!

Девушка: Богини не умирают, некоторые целую вечность блуждают по миру и целуют руки несчастным и обиженным. Михаил:

А я? Где моя богиня? Где Рита?

Девушка:

А как же я?

Михаил:

А кто ты?

Девушка после паузы, словно, отвечая: Я не верю огню в небесах…

 

Михаил, лежа на лавке в саду:

Я не верю огню в небесах.

С неба падает звезда.

Девушка, стоя над Михаилом:

Нет! Не смотри! Это злой бог убил богиню и та полетела а землю. Не смотри! Ты же не разглядываешь мертвых животных, лежащих на дороге! Не надо!

Михаил:

Почему никто ее не защитил?

Девушка:

Боги очень заняты — им нету дела до других. Михаил:

Я бы защитил… А если это была Рита?

Девушка:

Рита — человек!

Михаил:

А боги кто?

Девушка:

У всех по-разному.

Михаил:

И кто же защитит всех несчастных и обиженных?

Девушка целует Михаила и отвечает:

Любовь.

 

Михаил морщится, встает.

 

Девушка:

Что случилось?

Михаил, уходя в глубь сада:

Ничего.

Девушка, а затем ее голос:

От меня ты все равно никуда не убежишь, нигде не скроешься, ведь я без тебя, как и ты без меня — никто.

Рита в белых одеждах:

Никто! — (затем эхом по саду)

Голос Михаила:

Рита!

Михаил сидит на корточках перед могилой Риты, гладит гранитную плиту рукой. В небе падает очередная звезда. Михаил:

Умереть от любви не страшно… Неужели тебе страшно воскреснуть?

Девушка за его спиной:

Это противоестественно, это невозможно, это — крик отчаяния.

Оба молча смотрят на могилу.

Девушка:

Пора уходить.

Михаил:

Я только пришел!

Девушка:

Но скоро рассвет.

Михаил:

Это благословенный рассвет!

(Кладет голову на гранитную плиту)

 

Девушка разворачивается и отходит от Михаила.

 

Михаил Рите:

Мне так хочется тебя увидеть, прикоснуться к тебе. Я так слаб, я без тебя не смогу, в саду твоем умру… А ты? Ты об этом узнаешь? Ты вернешься?

Голос девушки:

Никогда.

Михаил:

А я ведь впустил тебя в свое сердце, а ты ушла, не закрыв за собою дверь. Такой сквозняк. И пустота. Пустая пустота. Холодно.

Девушка:

Скоро рассвет.

Михаил начинает курить. За такой проступок извиняется перед Ритой. Сигаретный дым заполняет все пространство, создается впечатление, что вокруг туман; Михаил пробирается сквозь него, кричит: «Рита».

Голос девушки: От меня ты все равно не убежишь. Мы друг без друга — никто.

Дым перед могилой расступается, звучит голос Риты:

Я с тобою, даже когда ты один, я с тобою. Ты веришь?

Михаил:

Ты здесь? Нет, ты не здесь. Зачем ты обманываешь меня?! Ритын голос:

Ты не веришь…

Неожиданно туман исчезает; Михаил видит звезду, летящую обратно на небо.

Михаил:

Зачем вы мучаете меня? Вы все врете! И ты!

Девушка, паря в воздухе, спрашивает:

И я?

Михаил:

И даже ты!

Девушка смотрит на Михаила нежным взглядом, улыбается, ее тело — белоснежное, глаза горящие, одежды чистые, белые. Михаил:

И даже ты!

Девушка, словно, поднесенная порывом ветра, подлетает вверх. Михаил смотрит, как она оказывается на 30 метрах над землей, но глаза его слепят звезды и белоснежное тело, которое удаляется все дальше и дальше.

Михаил:

Скоро рассвет…

 

Все то же персиковое дерево, только возле него течет река, несущая в даль лодку с гробом.

Голос Михаила:

Наконец — то я тебя увидел! Ты такая бледная!

Продолжает говорить, стоя возле хрустального гроба, в котором лежит Рита:

Думаю, ты меня слышишь, надеюсь, что все не зря.

Голос девушки:

Не созидай! Она мертва! Зачем тебе запах крови!

Михаил, не обращая внимания:

Как жаль, что ты меня бросила… Ты оставила меня в полном одиночестве! Я задыхаюсь, глотая воздух, который тебе больше не нужен! Я не могу — я просто проживаю все эти дни без тебя. И я не переживу — я подавлюсь, и я… Меня не будет… И я тогда буду с тобой!

Михаил целует Риту в лоб.

 

Голос девушки:

Прекрати, ты меня убиваешь!

Михаил спокойно:

Достала уже. Дай мне свободы!

Голос девушки:

Я твоя свобода!

Михаил:

Рита — мое все.

Голос девушки:

Риты больше нет — есть только боль и печаль.

Михаил:

Боли больше нет. Она закончилась. И значит, что жизнь моя стремится к саморазрушению. Боли больше нет.

Голос девушки:

Если бы во мне были слезы — я бы из-за тебя зарыдала. Михаил, перебирая волосы Риты:

За потерянным раем — вечность.

Голос девушки:

Вечность мимолетна.

Михаил, держа любимую за руку:

Что тогда говорить о моей маленькой жизни, если все, что в ней было — это ты. — (целует Ритыну руку)

Хрустальный гроб становится похожим на маленький кусочек космоса со всеми его звездами, млечными путями и созвездиями.

Михаил:

За потерянным раем — вечность. За потерянным раем вечность…

Голос девушки:

Зачем ты это повторяешь?

Михаил:

Это похоже на одну-единственную предрешенную фразу, которая есть в моей жизни. Да! За потерянным раем — вечность!

Лицо Риты обретает теплый человеческий оттенок. Похоже, она улыбается. Михаил любуется красотою своей возлюбленной; он чем — то взволнован; его руки трясутся.

Голос девушки:

За потерянным раем ничего нет — там пустота.

Михаил:

Нет, там вечность! Там любовь! Там Рита! Нет пустоты — есть вечность, слышишь?

(Ответа не следует.)

Михаил:

А если она проснется? Я разбужу ее! Она — моя богиня! Богиня всех несчастных и обиженных! Богиня должна жить! Боги бессмертны!

Михаил целует Риту в губы.

Слышен крик девушки.

Михаил с надеждой смотрит на свою возлюбленную. Та открывает глаза.

 

С персикового дерева опадают листья, но плоды его висят на пустых ветках.

 

Небольшая комнатка.

Мама с сыном подметают пол полуразваленными вениками.

Маленький Михаил:

А что происходит со звездами когда они падают?

Мать, не отрываясь от дела: Мети давай… Вот отец приедет — его и спросишь.

Маленький Михаил:

А я ночью подглядел, как одна упала — большая, красивая. Похожая на корону.

Мать: Ну, значит, это такие короны.

Маленький Михаил:

Значит, цари могут потерять свои короны? Остаться без корон?

Мать, задумавшись:

Мети давай.

Маленький Михаил усердно метет и натыкается на серебряную штучку:

Ухты! Что это?

Мать поднимая находку с пола:

Это серебряный медальон. Отцу твоему сам адмирал подарил.

Маленький Михаил:

А кто такой адмирал?

Мать, протирая медальон рукавом халата:

Это самый главный в армии.

Маленький Михаил:

А генерал тогда кто?

Мать:

Ну, тоже главный, только не у отца.

Маленький Михаил:

А кто главнее их обоих?

Мать:

Закон главнее всего!

Маленький Михаил:

А царь? А Бог?..

Мать уносит медальон в другую комнату; говорит сыну: Мети давай.

 

Ночь. Маленький Михаил во сне дергается, вертится, что — то мычит.

Сон: На просторной корабельной палубе поет хор матросов. Вода по — немногу покрывает палубу. Матросы же не обращают внимания и поют. Тем временем вода уже им по колено. К концу песни корабль уже идет ко дну.

Маленький Михаил просыпается и кричит:

Папа!

 

…Рита открывает глаза.

Михаил (по его лицу течет слеза): Мертвые не воскресают. И приходят они только во сне… Приходят и уходят, как и все живые.

Рита лежит, только уже с закрытыми глазами.

Голос девушки:

Живой! Зачем ты любишь мертвых?

Михаил:

Я люблю и всегда любил тех, кто не придет. А все ведь всегда уходят. Но не всегда возвращаются…

Михаил кладет на голову Риты взявшийся в его руках, словно ниоткуда, венок:

Это вместо короны и вместо миллиона бриллиантов.

 

Молодой Михаил сидит в кабаке с кружкой пива:

Эй, подойди ка сюда! — (зовет девушку (Риту), та подходит)

Рита:

Вы что-то хотели?

Михаил:

Мне еще кружку того… Этого… — (тыкает пальцем на свое пиво)

Рита:

Ага. Сейчас принесу. — (уходит)

Михаил допивает свое первое пиво одним залпом.

Рита несет поднос с пивом, но ей ставит подножку пьяный солдат; она падает. Михаил к ней подбегает, поднимает. Рита в слезах убегает. Михаил подходит к солдату, подставившему подножку, бьет его в челюсть. Завязывается драка.

Пустой кабак. Михаил сидит в рваной шинели с многочисленными синяками и ссадинами за одиноким столиком. К нему подсаживается Рита и благодарит.

Михаил:

Как звать тебя?

Рита говорит свое имя.

Михаил говорит свое и прибавляет:

А вы мне сразу не понравились.

Рита:

Почему?

Михаил:

Ну не знаю… Вот и сейчас вы не торопитесь промыть мои раны… И говорите так… Словно издеваетесь…

Рита:

Я всегда так разговариваю.

Михаил:

Значит, вы очень странная.

Рита:

Вы это по голосу определили?

Михаил:

Нет — еще и по внешности.

Рита:

Вам она не нравится?

Михаил:

Нравится. Так очень… Элеганто.

Рита:

Элегантность и изящность линий — это не красиво, это просто модно.

Михаил:

Вы не хотите быть модной?

Рита:

Нет.

Михаил:

Вы очень странная.

Рита:

Странная? Да я просто безумная! Вы меня совсем не знаете!

Михаил:

Я вас чувствую… Я вас понимаю… А насчет безумия — безумие есть настоящая красота, которую не скрыть ни одним гримом.

Рита:

Значит, я безумная? Я надеялась, что вы это будете отрицать… Считайте, что я обиделась на вас. — (уходит)

Михаил:

Безумная…

 

…Теперешний Михаил идет мимо сотен людей — все они кричат, разговаривают, но вокруг царит тишина.

Голос девушки:

Дальше иди. Дальше.

Михаил:

А Рита?

Голос девушки:

Дальше, дальше.

Михаил пробирается сквозь толпу, однако той не видно конца — края; люди начинают с ним разговаривать:::

 

1.Ты куда? Ты не боишься?

2.Не бойся. От любви еще никто не умирал, о небеса Рая еще никто не разбивался.

3.Скоро дождь. Скоро будут зонтики. А у меня украли зонт… Как я теперь буду во время дождя?

4.А что бы ты спросил, если бы ответом было ДА?

5.А еще ко мне прилетают каменные птицы, говорят, что Володя я, ждут ответа… Но я ведь глухонемой! А им надо ответа! Я пытаюсь сказать, пытаюсь кричать, я хочу кричать, но не могу!!!

6.Куда ты идешь? Возьми меня с собой…

7.Не хватает такого настоящего героя, не Чарли Чаплина, а настоящего! И не супермена, конечно…

8.Поговори со мной! Ты же видишь — меня бросили одного в этой толпе.

9.А я не переживаю, что от меня ушла жена. Я переживаю, что она не вернется, будет жить с кем-то другим…

10.Защити меня. Назвался богом — защищай… тебе же не трудно?

11.Все мы красивы на самом то деле…

12. Рита!

 

Михаил попытался увидеть человека кричащего это имя, однако его нельзя увидеть, отличить от тысяч других голосов.

Казалось, людей становилось все больше, и их крики были все громче и громче. И все они куда-то спешили. Михаил исчез из виду среди этих людей…

 

/Музыка / Песня/

 

Персиковое дерево. Его листья шуршат и извиваются на ветру. В небе пробегают друг за другом облака. Возле дерева возникает река. По ней плывет лодочка с гробом, на котором сидят вороны. Картинка замирает, а затем растворяется…

Михаил и Рита целуются. Бегут по зеленому лугу. Смотрят на садовый фонтан. Сидят в темноте у камина. Снова целуются. Корабль идет ко дну.

Маленький Михаил просыпается и кричит. Просыпается, кричит, только уже взрослым. Рита лежит в гробу. Михаил стоит рядом и смотрит на нее. Целует. Рита открывает глаза. Рита и Михаил плывут в лодочке. На персиковом дереве, расположенном рядом сидят голуби и воркуют. Рита и Михаил плывут в лодочке…

(Повторяется все то же самое, но в обратной перемотке)

 

/Музыка заканчивается/

 

Под персиковым деревом лежит Михаил и слушает шелест листвы…

Спальня. Старая балерина некрасиво танцует. Устает и с ходу падает на кровать. Мы видим, что это сильно постаревшая я мать Михаила. Она глубоко дышит. Ее дыхание выравнивается; начинается ее монолог:

А ведь я долго там проработала… Там, у них, в балете, до самой старости. А сейчас что? Все меня бросили — муж давно умер, что Михаил — тоже меня бросил, на смерть пошел… Даже некому у меня стакан водки отобрать — пожалуйста, Матрена, никому не жалко, выпивай, да и никому ты больше не нужна. Вот куплю пару бутылок водки, и буду их целый месяц с горя напиваться, убивать себя. И ведь никто меня не остановит! Порхая, Матрена, как в былые времена, бабочкой! А затем иди по соседям побирайся, хлеба проси для Екатерины. Правда, кобелем оказалась, ну да и ладно — собака есть собака, не обидится… Да и Екатерина тоже не обидится, пусть спит спокойно старая императрица — У меня же своя есть, домашняя, мальчик, кусается, гавкает… И больше никого нет. Ничего нет. Никто меня больше не любит, даже Екатерина, и та меня своими когтищами недавно поцарапала. Но я ее люблю. Люблю больше себя. Слышишь, Михаил, больше себя! А ты… Останься в живых, прошу тебя, береги себя, я не хочу тебя пережить, не хочу! Это было бы не честно… Хотя, что такое честь в наше время, что справедливость? Пустые слова… Страна разрывается пополам, люди разбегаются, не поймешь, кто преступник, кто вор, кто закон, а кто власть …Возвращайся домой, Михаил! Я тебя жду, Миш, ты слышишь? Слышишь?

(Начинает рыдать)

В комнату вбегает собака, залазит на стол, опрокидывает водку, Мишина мать ее гонит, приговаривая «Ничего не осталось, ничего!» и не прекращая рыдать.

 

Михаил все еще лежит под персиковым деревом, только уже ночь…

 

Мужчина в военной форме держит на руках младенца, целует его, сюсюкается. Сзади к нему подходит жена (мать Михаила), смотрит на него с ребенком, улыбается. Слышен крик дерущихся котов.

Мать Михаила:

Иди в дом поешь, я там тебе наложила.

Мужчина передает младенца матери, идет в дом. Мать начинает сюсюкаться с Михаилом, трясти его.

Мужчина тем временем в новой, покрашенной спальне, еще не заселенной и без мебели в костюме балерины и в гриме «танцует» балет.

Вдруг прекращает, запирает дверь, встает по центру комнаты, начинает свой монолог:

Я так устал, так устал… А через неделю снова к морю… А я так устал… Надрываешься, работаешь, работаешь, и что? Даже нечем толком обеспечить. семью. Другое дело капитан корабля. Ему еще и адмирал недавно медальон подарил. Серебряный. Я его себе забрал… А как? Делиться надо. К тому же сам виноват — рыба с головы тухнет. Мне бы самому пару лет назад и в голову не пришло что-то украсть, а тут… Как я устал, так устал… Вот жена ребенка родила. И что дальше? Я его месяцами видеть не буду, а должен обеспечивать… Как устал! А хочется построить себе домик и спрятаться там от всего этого… хаоса… Хочется убежать на край света от всех и жить… Просто жить и не думать обо всем этом… хаосе… Выпить хочется. Но нельзя! При сыне нельзя! Тьху, Матрона, неужели я не заслужил хоть немного, хоть разочек напиться и поплакать? Иначе я когда-то не выдержу. Просто лягу на воду и поплыву, куда жизнь прикажет… Жизнь, а не какой-то там Ка — Пи — Тан. Капитан! У меня, кажется, уже началась морская болезнь, а я должен плыть, плыть, обеспечивать семью, плыть, куда-то плыть, а пить нельзя, только плыть куда-то, куда скажут — туда и плыть. Попугаи чертовы! И никуда от этого не деться, не убежать… жизнь, понимаешь ли… хаос, хаос, хаос в головах, хаос в делах, хаос везде! На улицах, в магазинах, в домах… у меня дома… Хочется сдохнуть! Или напиться… Но нет — сын,.значит, меня, нельзя… Нельзя… Сын… А хочется просто сейчас подойти к нему, сказать, что люблю, потому что когда-то будет поздно. Но не могу — маленький он еще, глупый, не поймет ничего, да не поймет… Пойду скажу, что мне мешает?

(Уходит)

В окно пустой комнаты светит солнце.

 

Михаил растерянно стоит среди толпы; в душе его что-то происходит. Множество произнесенных толпою слов сливаются тем временем в один огромный крик отчаяния. Неожиданно Михаил начинает бежать между людьми, надеясь найти выход из массы человеческих тел. Его останавливают голоса сотен страждущих:

1.А я верю ведь. Знаешь, верю, верю! Верю! Верю! Слышишь? — (уже надрываясь и рыдая) — Верю!!!

2.И никто не скажет мне ни слова… Нет, не скажет…

3.Я очень хочу тебе помочь, но не знаю как.

Михаил:

Помоги мне! Прошу…

3.За потерянным раем — вечность…

Михаил:

Я знаю… Но ведь в том — то и дело! Рай утерян!

3.Мой рай вечен!

Михаил:

Твой рай?

3.Мой собственный рай!

4. (вмешиваясь в диалог) Не врите! Это не рай — это ваш украшенный ад! Не врите себе самому!

3.Мой рай — мое все, мой смысл жизни…

Михаил:

В чем же смысл человеческой жизни?

5.Ритааа!

Голоса не слышащих друг друга людей переплетаются, а некоторые из них превращаются в диалог…

6.Это не выносимо. Это просто ужасно. Хочется умереть от боли! Какая боль!

7.Больно бывает не только от боли.

8.Страху больше нет…

9.Я не вернусь… Мне просто некуда возвращаться. И самое главное — не к кому!

10.Зря ты красишь губы помадой. Она уже не смоется никогда. 11.Какой от тебя смысл, если ты бессмысленен?

12.Нееет… Это мое счастье, это мой смысл, неет…

13. Я тоже хочу…

14.Так хочеться мне, чтобы душа моя гуашью стала…

15.Хочется разукрасить голву красной краской, иначе, чувствую, она взорвется!

Михаил затыкает уши, чтобы не слыгать всех этих криков, однако не слышать такого отчаяния невозможно…

16.Мою кошку сбила машина… Я убью его! Я убью его!

17.Это ваша бессознательность. Не стоит ее путать с жизнью…

18.Электричество — во мне!

19.Ты идешь по следам смерти? Ты уже покойник!

20.Нет, не иди добровольно на смерть! Лучше помоги нам!

21.Мой дом — моя крепость! Вот, жду пока кто-то нападет…

22.Слабость жаждет разрушения… Ты меня бросила… я теперь так слаб… я, я просто схожу с ума…

23.Я точно такой же, как и ты… И я не осмелюсь…

Голос не ясно откуда:

Ты думаешь, я хотел быть убийцей? Нет, меня сделали убийцей!

24.Судья у дверей.

 

Михаил и Рита падают на луговую траву. Целуются. В небе где — то высоко пролетают птицы. Михаил и Рита что — то друг другу шепчут. Опять целуются. Сплетение их тел.

Персиковое дерево. Осень. Старый мужчина наблюдает за улетающими птицами. К нему подходит сзади отец Михаила. Оба они смеются и глумятся над чем-то. Потом их лица неожиданно меняются — становятся испуганными.

Михаил просыпается на полу, встает. Вокруг ничего не видно — туман. Медленно он рассеивается, становится видно хрустальный гроб, в котором лежит Рита.

Михаил:

Знаешь… А я тут все искал, искал, и не нашел смысла. Может, его нет?..Просто — нет… Как я устал; еще и эти люди — все чему-то учат, всем чего-то надо… Мне даже кажется, я начинаю их понимать. И им всем нужно защиты… А как же я? Мне не нужна защита?! Рита, ты меня защитишь? Кто, если не ты, зачем, если не ты? Ты ли мой рай? Рай, потерянный навсегда, тот самый, за которым вечность!

Девушка:

Зачем ты повторяешь эту фразу, зачем? Хватит! Не думай об этом, не слушай эти голоса, не смотри на этих людей, смотри на звезды, иначе ты убьешь и себя и меня! Зачем? Хватит!.. Зачем?..

 

/Музыка/Текст/

 

Рита просыпается и видит огромную черную фигуру, висящую над ней. Та угрожающе смотрит на жертву. Рита же спокойно смотрит на нее. В дом врывается Михаил, начинает обнимать возлюбленную, что-то ей говорить, словно успокаивая. Фигуру же он не замечает и та продолжает висеть над кроватью Риты.

Идет дождь. Михаил стоит над могилой Риты. Ночь. Звездное небо. Падает звезда. Михаил кричит, рыдает, вытирает слезы. Рита…

Объятия Михаила и Риты. Они лежат на луговой траве и смотрят на голубое небо… Михаил лежит на мокрой траве под дождем. Капли катятся по его лицу…

 

/Музыка заканчивается/

 

Рита стоит под персиковым деревом, смотрит на серое небо, недовольно качает головой. Слышит крик ворона. Ее белое платье, очень серое и грязное, покрывается песчинками пыли, похоже, только что закончилась песчаная буря. Рита: А эти грязные тучи напоминают мне о облаках… Мягких, пушистых, нежных… Так хочется полететь к небу и коснуться его! Обнять… Прокричать на языке птичьем и уже на землю никогда боле не вернуться! Лишь было бы что кричать… Лишь было бы прокричать мне что…

 

Начинается песчаная буря…

 

Наше время. У могилы Риты.

Двое мужчин курят, ведут беседу.

 

1:

И что ты думаешь?

2:

Ну не знаю… Дороговато, конечно, да и зарослей тут полно… еще и эта могила — (имеется в виду могила Риты)

1:

Чем тебе могила не нравится? Старая, смысле древняя, красивая и богатая наверно… Или ты боишься покойников?

2:

Да нет, просто не хорошо как-то.

1:

Ну, перезахоронишь…

2:

Да нет, не буду… Пусть спят…

1:

Да ладно, подумаешь, трупы.

2:

…Интересно, как они умерли… Что? Не просто трупы — а пара влюбленных.

1:

Ну, пара влюбленных трупов.

2:

Их души по преданию должны бродить по саду, особенно часто бродить ночами по тропке, что ведет к персиковому дереву.

1:

Глупости это все — они же не святые, не мученики какие. 2:

Кто знает, кто знает.

1:

Что им гулять то? О чем им говорить то?

2:

О рае, наверно.

1:

Рай? А если они разбойники?

2:

Мы об этом никогда не узнаем, ты, кстати, тоже.

1:

Они же не мученики! Что им рай?

2:

А мало ли мучеников было на свете? Хотя бы в веке двадцатом?

1:

Ты о чем это говоришь?

2:

Ну мало ли там… Я тут книжку недавно умную читал, так Сталин, говорят, миллион с чем-то человек повесил.

1:

Ты?!Книжку?!

2:

Ну… Передачу по телику смотрел, какая разница? Корче говоря, советский ангел смерти он.

1:

Кончал бы ты заниматься хренью.

2:

Это что ты назвал…

1:

А то! Ты там был, ты там видел, кого он вешал? Нет? Ну и молчи!

2:

Ну и молчу!

1:

Ну и все… … Так что, покупаешь?

2:

Нет, не хочу.

1:

А что ты тогда хочешь?

2:

Лечь здесь у могилки и сдохнуть…

1:

Это че ты такое говоришь?

2:Всем от меня что-то надо… Этой дуре садик подавай, дворец за городом… А мне кто-то что-то когда-то дал? Нет! Самому мне всего добиваться пришлось… Ты меня слушаешь?

1:

Нет.

2:

Тогда я продолжу… Дело в том, что с самого детства во мне доминировало чувство справедливости… И я…

Серое небо затягивают тучи… Так и хочется сказать: «Холодно»…

 

…Михаил стоит над пустой кроватью, раздавленный, печальный; комкает простынь, рвет ее на части бросает подушку на пол, злость кипит у него в душе. Вдруг он успокаивается, достает из кармана шинели маленькие черно-белые фотографии: он сам и Рита, его родители, он маленький с родителями.

Михаил:

И никто обо мне не вспомнит, не прольет ни единой слезы, когда я уйду, Рита за мной скучать не будет, как я сейчас за ней, дворовая собака не лизнет мою холодную руку, солнце не согреет меня… Значит, мне пора умереть…

В комнату влетает маленькая птица, она делает пару кругов в воздухе и вскоре садится на подлокотник старого кресла, печально смотрит на Михаила — тот открывает ей окно и говорит: «Путь свободен. Лети.» Но птица застывает на месте… Она не шевелится, даже, похоже, не дышит.

Михаил:

Отомри. Отомри! Отомри!!!

Птица не шелохнется.

Михаил:

Улетай. Растворяйся в небе! Что тебе нужно ЗДЕСЬ?!

Михаил обращает внимание на икону Богоматери в углу комнаты.

Михаил:

Все очень напрасно. Я молился Тебе зачем? Я верил Тебе зачем? Даже Ты меня предала — зачем? Чего тогда мне ожидать от людей? Нет! Я устал быть счастливым и помогать всем, а тем паче, я устал, так устал улыбаться…

Птица улетает прочь из комнаты через окно…

 

Ночь. Полная дама и ее муж (2 из диалога мужчин в саду) стоят у персикового дерева, долго смотрят друг на друга… в последний раз…

 

2:

Ненавижу. Ненавижу. Ненавижу!

Полная дама:

Спокойно… Ты так боишься? Чего тебе бояться? Пришла пора…

 

Доносятся девичьи стоны и шепотом повторяются ее слова: «Что вы делаете?»

 

Полная дама:

Я сейчас счастлива… Тссс! Слышишь? Эти голоса! Эти люди — такие же, как и мы… Не слушай стоны, смотри на звездный ворс, на складки космоса!..Слышишь голоса?..А нашей любви пришел конец… Мы должны умереть… Здесь и сейчас… Пора…

Все наше внимание сейчас фокусируется на величии и первозданной красоте космоса. Звучат два поочередных выстрела…

Монолог полной дамы устремляющейся к небу:

 

Ты подходишь к большой паутине,

ты карабкаешься, ты — паук, запутавшийся в мушином,

ты будешь рядом, когда меня оглушит этот крик.

Ты дышишь в тишине,

ты едко звучишь, ты — звук,

ты будешь рядом, и нам с тобою от этих голосов уже не избавиться.

Ты рисуешь,

ты блестяще рисуешь,

ты — творец,

ты будешь рядом и от картин акварельных нам уже не спастись.

Они всегда будут рядом — мы зря закрываем глаза…

 

Михаил идет темными переулками, огибает площадки дворов, бродит между домов; завывает метель и с неба падает снег, медленно ложится на землю, быстро тает…

Вот Михаил уже стоит у широкой витрины — смотрит сквозь стекло на продавщицу, пьющую напиток.

 

Девушка — продавщица из витрины:

Когда я не знаю чего хочу — всегда пью сок… Холодно? Заходи!

 

Михаил выходит из кадра, а продавщица допивает сок глотками, словно пьет чай, чтобы согреться.

Михаил огибает очередной двор, небольшой слой снега покрывает землю, погода не изменяется.

 

Персиковое дерево покрывают снега…

 

Снег скрипит по ботинками Михаила; сам он стоит среди теней в одиночестве, тускло светят фонари, где - то вдалеке воют собаки. А снег продолжается. Темно. Звезды еле горят. Фотопортреты безумцев и несчастных, одиноких и брошенных, ненавистников и обиженных; голоса.

По стенам домов мелькают тени, фонари то потухают, то зажигаются заново сами. Михаил снова оказывается среди голосов, но в этот раз выслушивает всех и каждому кивает головой, глазами пытается вразумить и успокоить каждого, на его лице тем временем появляются морщины, но никому нет дела — сотни несчастных, таких же, морщинистых людей и их голоса:::

1.Сейчас зима. А я без шубы. Обокрали меня. У кого-то сейчас шуба есть…

2.Любовь и ненависть, ровно как красота и уродство стремятся к одному, и их стремление неизбежно… Это вынужденное стремление.

3.И если ты не прочитаешь обо мне в книге — не страшно, я буду жить на пленке вечно, ради этого и стоит жить, и сниматься, и играть роль, и умереть. А хочется все-таки в книгу… А не в кино… В этот цирк…

4.Ночью, я слышал, дерево спрашивает у огня, что такое пепел.

5.Я обречен стать звездой… На небе… Ну, или попасть в телевизор.

6.Я очень боюсь зимы. Мне зимою холодно… Я /очень/ боюсь зимы.

7.И кто убийца? А кто прародитель?

8.Если у меня и дальше будут выпадать волосы — я подумаю, что это знак.

9.И хочется узнать, как там, в Амстердаме, да только интернета у нас в деревне нет.

10.Ты там. Я здесь. Что между нами?

11.Когда вы приходите и задаете вопросы — я ухожу в себя.

12.У меня ничего не осталось, кроме жизни, ничего… А никого, похоже, и не было.

13.Я помню, что тебе говорил… Наизусть… Я говорил с тобой наизусть… Ты импровизировала…

14.Момент — и все. Момент… И ничего…

15.Я знаю итальянский язык — я училась на переводчика… Но это не паста, это лапша какая — то!

16.Многие подадут тебе руку, когда ты падаешь. Никто не подаст руки, если стоишь над пропастью.

17.Если мою статью не напечатают — я закрою глаза.

18.Ничего у меня не было… Сейчас к меня есть все — кроме денег…

19.Меня до этого момента еще никто не целовал в сердце.

20.Зима наступает… мне на больную мозоль.

21.Если я живу в чужой голове — я живу не зря…

 

Михаил больше не может слышать эти голоса, сочувствовать им, понимать, ощущать других. Ему больно…

Эскорты машин, их стекла, покрытые инеем, и сами дороги, широкие, расчищенные от снега, холодные серые дома и скверы, заваленные тропки, и люди, в гриме и без — это все в его глазах, глазах Михаила, боль в его глазах. Его руки — холодные, большие, уже совсем бледны, не белая, а серая кожа его лица видна нам всем — ужасная картина, и мы долго ее наблюдаем — (нам все видно!), но не отступает тьма, продолжается ночь… Михаил страдает, и перед нами лишь он один, крупны планом — другие люди, непрестанно кричащие, растворяются в темноте… И словно весь мир погружается во тьму… И тишина царит…

 

Михаил:

Я слышу. Слышу вас. Я чую! Я вас даже понимаю.

 

В его воображении мелькает ряд людей, которых он видел, и им нужна защита, им нужен звездный свет, но его нету, нет в небесах, словно, их богини, нет добра и любви!

И голова Михаила гудит от боли, вот вот она взорвется, разлетится на части и… Весь мир озаряет новая звезда, ярко — розовая, молодая, необычная…

 

И Божья Матерь пускает скупую слезу, словно, воду живую…

 

Публикация на русском