Просмотров: 474 | Опубликовано: 2019-06-12 08:22:00

Шестерка-сказочница

В самом обычном многоквартирном доме города Слагаемое жила-была очень болтливая Шестёрка.

Всё племя шестёрок славилось говорливостью. Если кто-то из них не мог высказаться, начинал хандрить, болеть, капризничать. Хлебом их не корми – лишь дай всласть поговорить, рассказать о ком-то интересном. Даже самая молчаливая шестёрка с лёгкостью переговорит самую болтливую четвёрку… Вот только фантазировать не будет – опишет всё, как было. Шестёрки – цифры серьёзные и все до одной работают журналистами – кто в газетах, кто на радио, кто на телевидении.

Но Шестёрка из многоквартирного дома могла переговорить не только самую болтливую четвёрку, которая собрала вокруг себя слушателей и изливала на голову толпы интереснейшую небывальщину, а даже трёх самых красноречивых шестёрок. Как только научилась она говорить, так и не переставала этого делать. Никому слова не давала сказать – ни бабушке, ни папе с мамой. Говорила, говорила, говорила, пока не падала и не засыпала от усталости. И никто не мог её остановить или заставить слушать другого. Беда, да и только!

Сначала она заговорила всех домашних до такой степени, что они начали затыкать уши. Тогда крошка Шестёрка стала выходить во двор и разговаривать с ребятами и их родителями:

- А я сегодня помогала маме – полы помыла, посуду помыла, бельё постирала, а потом помогала бабушке пирог печь, а папе стёкла вставлять! А потом…

И всё это так быстро, словно строчила из пулемёта!

Бедные родители Шестёрочки приходили в отчаяние. Они были уважаемыми цифрами. Папа заслужил ордена и медали за журналистские расследования. Мама вела модную колонку в женском журнале. А портреты бабушки и дедушки можно было найти в любом учебнике журналистики, потому что ни одно значительное событие в Математической стране не проходило без участия этих двоих смелых репортёров. В этом семействе все работали на телевидении, радио или в газетах и журналах. И каждый знал основное правило журналистики – рассказывать надо про других, а не про себя.

- Она же ничего вокруг не видит! – ужасалась мама, приведя дочку из садика. – Только что мимо нас прошла дама в оранжевых перьях. Её невозможно было не заметить! А она… она даже не повернула голову в ту сторону! Всё время болтала про то, как пекла блины! Она пекла блины!

- Дорогая, нужно показать нашу дочь врачу! – озабоченно хмурил брови папа, вернувшись с прогулки. – Мы только что стали свидетелями дорожно-транспортного происшествия. Какая-то двойка на велосипеде сбила с ног старушку четвёрку! Наша девочка этого даже не заметила, потому что всю дорогу рассказывала встречным о том, как она лечила котёнка. Нет, ты представляешь, это не доктор, а она лечила несчастного Дубляшку!

Даже бабушка, которая обожала крошку, иногда качала головой:

- И в кого она пошла? Никого, кроме себя, не видит! Что из неё вырастет?

Беспокойство родни можно было понять. Шестёрки считались прекрасными журналистами, потому что с рождения видели красоту мира и рассказывали о ней. Едва научившись говорить, малыши-шестёрки начинали лепетать про красивых бабочек, порхающих вокруг коляски, про ёжика, перебегающего тропику, и рассказывать чудесные сказки про щенков и котят, что жили в их семьях. А эта Шестёрочка никак не хотела делать того, что делали все остальные дети их рода. Даже котёнок Дубляшка не мог привлечь её внимания, хотя прыгал к ней на руки и ласково тёрся об ноги. Сказки о нём сочинял папа, пытаясь доказать дочке, что Дубляшка – самый лучший котёнок в мире. Но даже когда зверёк заболел и его пришлось везти к звериному доктору – ветеринару, Шестёрочка не стала относиться к нему лучше и нисколько не волновалась за его здоровье.

Шли годы, Шестёрочка росла. И чем больше она становилась, тем больше становилось отчаяние папы, мамы и бабушки. Они водили девочку к докторам, но те разводили руками – никто ещё не изобрёл пилюль от холодного сердца, глупой головы и болтливого языка, не было таких микстур, которые открыли бы глаза на красоту мира или хоть на минуту заставили забыть о себе.

Когда пришла пора учиться, родители постарались отдать Шестёрочку в класс замечательной учительницы пятёрки. Говорили, что у неё даже безобразницы-двойки становились примерными ученицами и учениками. Но даже заслуженная учительница ничего не могла поделать с болтливой Шестёркой. Ей удалось лишь научить девочку молчать на уроках и отвечать задания по учебнику.

Больше всего родителей, докторов и учительницу беспокоила привычка Шестёрочки приписывать все заслуги себе. Послушать её – всё, что делается в мире, делается только ей. Она испекла все пироги и блины, она вылечила всех кошек и собак, она написала все книги, открыла все материки и горные вершины.

Мудрая учительница старалась подружить ребят, поэтому давала задание сразу нескольким ученикам. И в результате те, кто вместе сажал деревья в школьном саду, просились вместе подметать двор, а потом хотели вместе делать стенгазету. И только с Шестёркой никто не хотел больше ничего делать вместе.

Однажды болтливая и хвастливая циферка по заданию учительницы вместе с другими учениками делала макет замка Трояка Первого. Пятёрка-наставница для этого задания подобрала Пятёрочку с большими способностями к математике, Четвёрочку, увлечённую историей, Тройку-рукодельницу, Девятку с глазом-алмазом, которая с одного взгляда видела все недостатки моделей, и… Шестёрочку. Последнюю просто потому, что надо же было её как-то приучать к работе.

Каждый из команды учеников приложил руку к проекту. Пятёрочка рассчитала ширину, длину, высоту будущего замка, высчитала угол наклона крыши, придумала, как сделать купола. Девятка проверила и перепроверила проект. Четвёрочка уточнила детали по справочникам и словарям и попросила убрать в замке колонны, потому что их начали пристраивать только через двести лет после смерти Трояка Первого. Тройка с большим старанием и любовью вышила гобелены для залов замка и знамёна для башен. А что сделала Шестёрочка? Она клеила мелкие детальки, потому что ничего другого не умела делать.

Когда макет показали на выставке лучших ученических работ Математического царства, он занял первое место. Журналисты столичных газет, радиостанций и телевизионных студий захотели взять интервью у ребят, которые его сделали. Каждому участнику проекта они задавали кучу вопросов. Девяточка рассказала о том, что ей не удалось проявить своих талантов, потому что Пятёрочка великолепно справилась с расчётами и не допустила ни одной ошибки. Пятёрочка отметила, что, если бы не замечания Четвёрочки, макет замка не соответствовал бы нужной эпохе. Четвёрочка похвалила Троечку-искусницу за бесподобно выполненную геральдическую вышивку на знамёнах. Троечка поблагодарила Девятку, заметившую несколько кривых стежков, которые удалось исправить. Каждая из циферок сказала доброе слово и в адрес Шестёрочки, которая старательно склеила мелкие детальки. И только сама Шестёрка ничего не сказала в адрес других участников проекта. Она говорила только о себе. И по её рассказам выходило, что это она всё рассчитала, проверила и перепроверила, вышила и склеила.

Шестёрки-репортёры верили каждому её слову, ведь, они прекрасно знали, что шестёрки никогда не врут. И… по всем каналам телевидения, радио и во всех газетах рассказали и написали только о Шестёрочке. Конечно, другие ученицы мудрой Пятёрки очень обиделись и расстроились.

Учительница покачала головой и попыталась поговорить с хвастливой Шестёркой. Но та ничего не хотела слушать.

Через несколько месяцев после этого класс готовился встречать Новый год. Ребята решили поставить спектакль-сказку. И показать его в детском садике, чтобы порадовать малышей.

Девочки-пятёрочки написали небольшую пьесу про то, как в давние-предавние времена появился в Математическом царстве необычный кол, который любил делать подарки. И особенно нравилось ему делать это зимой, когда всё вокруг заметало снегом. В это время кол устраивал для детворы угощение – поил их сладким горячим чаем и раздавал имбирные пряники. И о том, как он вместе с ребятишками лепил снеговиков и строил снежные крепости, катался вместе с самыми маленькими циферками с горки на санках. И про его внучку. Эта маленькая единичка была такой славненькой, такой беленькой, что цифры прозвали её Снегурочкой.

Мальчишки пятёрки прочитав пьеску, заявили, что в ней не хватает приключений, и неясно при чём тут Новый год и кто тут Дед Мороз. Их поддержали девятки, потребовав добавить в сказку волшебства. Класс начал фантазировать. Одни предлагали похитить Снегурочку, а потом освободить её, другие придумали устроить извержение вулкана, в результате которого наступит бесконечное лето, а кол вернёт зиму, за что его назовут Дедом Морозом. Конечно, не обошлось без четвёрок, ведь, они – главные выдумщики и фантазёры в Математическом королевстве. Без них любая сказка кажется скучной.

Четвёрки выслушали всех и написали новую сказку. В ней были и кол – Дед Мороз, и его внучка Снегурочка, которую похитили пираты, и извержение вулкана, и наступление вечного лета, и возвращение зимы. Причём вернуть Снегурочку и зиму должны были сами малыши. Для этого каждый детсадовец должен был… съесть мороженное.

Весь класс был страшно доволен сказкой. И каждому хотелось сыграть в ней. Чтобы ребята не поссорились, мудрая учительница сама раздала им роли. И каждый взялся учить слова. Лишь болтливой Шестёрке досталась роль без слов. Учительница знала, что, открыв рот, эта циферка не закроет его до конца дня и сорвёт спектакль. Шестёрочка должна была играть немого пирата. Ей разрешалось размахивать руками, вращать глазами, топать ногами и связывать руки Снегурочке во время похищения.

Мало было выучить роли! Нужно было сшить костюмы, сделать декорации и придумать спецэффекты, как это делают в настоящем театре.

Ребята посовещались и разделили задания между собой. Кто умел шить, взялись за костюмы. Те, кто хорошо ладил с техникой, начали думать над тем, как осветить сцену, где подвесить тросы для спускающихся с мачт при абордаже пиратов. Несколько ребят, увлекавшихся химией, засели за справочники и словари, чтобы найти вещества для вулкана – он должен был гореть, дымить и не причинять вреда здоровью крошек из детского сада.

Работа закипела. Даже для болтливой Шестёрки, которая ничего не умела делать, нашлось занятие. Она то придерживала длинные рейки, к которым прибивали паруса, то выкладывала камушки вокруг горы пластилина так, чтобы получился вулкан, то собирала вместе с одноклассниками деньги на мороженное для малышни. И конечно, репетировала вместе со всеми.

И вот настал день спектакля. Ребята из класса мудрой Пятёрки совершили невероятное – сотворили настоящее волшебство для маленьких циферок. Да-да, на время спектакля они стали настоящими волшебниками. До его начала они водили с детьми хороводы, показывали фокусы, доставая из шляпы конфеты, заставляли вылетать из коробки стаю бабочек и исполнять весёлый танец, учили малышей делать снежинки...

А сам спектакль-сказка получился настолько чудесным, что даже в столичных театрах такого, наверное, не показывали. На сцене падал самый настоящий снег и бегали почти настоящие олени – чудо техники, которое ребятам помогли сделать родители. И Снегурочку похищали почти настоящие пираты, которые палили из пистолетов и размахивали кривыми ножами, крича «Карамба!» И вулкан извергался, как настоящий, - с шумом и грохотом, но не слишком громким, чтобы не напугать малышей. А когда в сказке настало вечное лето, все злодеи вдруг стали добрыми-добрыми, и пираты согласились отпустить Снегурочку, лишь бы её дедушка вернул цифрам зиму. Но добрый кол развёл руками, показывая, что он один не в силах этого сделать, и попросил детсадовцев помочь ему – съесть по порции волшебного эскимо. Мороженное детям раздавали пираты. Как только малыши начали есть, солнце на сцене стало гаснуть. Когда самый маленький ребёнок проглотил последний кусочек мороженного, на сцене снова пошёл снег. И мудрая учительница объяснила дошколятам, что вот так у цифр появились сказочный праздник Новый год, и добрый Дедушка Мороз.

Все радовались, шумели, смеялись. И никто не заметил, что папа одного из малышей снимал спектакль на видео.

А через несколько дней разразился скандал. Видео со спектакля попало на глаза редактору службы новостей одного столичного телеканала. И ему захотелось рассказать о нём всему Математическому царству. Он недавно брал интервью у школьников, которые делали макет старинного замка, и сразу вспомнил девочку-Шестёрочку, которая стала звездой после победы команды на конкурсе. Редактор позвонил Шестёрочке домой и задал несколько вопросов. И когда программа вышла в эфир, всё королевство узнало, что Шестёрочка написала сценарий спектакля, сшила костюмы, сыграла пирата. И, конечно же, она была самой-самой главной везде. Это она придумала, как сделать падающий снег и бегающих оленей, она повесила тросы так, чтобы ни один пират, спускаясь с мачты не разбился об сцену.

Конечно, ребята, увидев передачу, очень обиделись. До слёз. Даже мудрая учительница прикладывала платочек к глазам и тихонько всхлипывала от обиды за свой класс. Она любила каждого ученика и каждую ученицу. И считала, что все они достойны похвалы. Все-все-все, а не одна только Шестёрочка. Учительница корила себя за то, что не написала в газеты про чудесный спектакль, что не рассказала о каждом ученике сама, и в результате журналисты взяли интервью у болтливой и самовлюблённой Шестёрки.

Папа, мама и бабушка Шестёрочки были в ярости. Они считали, что в репортажах надо говорить только правду. Поэтому поступок дочери и внучки не одобряли. Родители прекрасно знали, что их дитятко ничего не умеет, потому что никогда не слушает объяснений учителей и не следит за движениями мастеров, когда они показывают, как нужно делать.

- Ты понимаешь, что поступила скверно? – спросил папа, глядя в глаза дочери.

- С тобой никто не будет дружить! – приложила руку к виску мама.

- Какой стыд! – всхлипнула бабушка. – Что сказал бы твой дедушка, если бы видел это интервью! Он никогда не приписывал себе чужой славы. А уж он-то был настоящий герой!

- Но я же на самом деле шила костюмы, делала вулкан, вешала тросы и… - глядя на них широко распахнутыми глазами затараторила Шестёрочка.

Мама с папой заплакали, признавая, что дочка ничегошеньки не поняла. Бабушка вытерла слёзы, выпила успокоительное и ушла спать. Шестёрочка осталась одна, горюя, что ей некому рассказать, как она сделала великолепный подарок малышам. С досады она пнула Дубляшку, который подошёл потереться об её ноги.

 

Приближался май – время экзаменов для старшеклассников и олимпиад для ребят помладше. В том году решено было устроить всего одну олимпиаду – Большую Королевскую, в которой должны были принять участие лучшие школьники Тридевятого государства.

Если бы мудрую Пятёрку спросили, кого она отправит на олимпиаду, она бы назвала десяток своих учеников, отлично учившихся весь год и участвовавших в разных конкурсах. Но король решил лично отобрать конкурсантов и просмотрел всё, что писали о школьниках в центральных газетах и показывали по телевидению. Конечно, ему на глаза попались заметки о группе учеников, сделавших макет замка, а потом он увидел телевизионный сюжет про замечательный новогодний спектакль. И монарх, изучив их, решил, что такая необычайно талантливая ученица, как Шестёрка, должна стать украшением Большой Королевской олимпиады. Так болтливая цифра попала в список участников главного соревнования страны. Когда об этом узнали в школе и дома, все ахнули. Родители и учительница кинулись к телефонам и начали звонить во Дворец.

- Ваше Величество, - вежливо обратился к королю папа Шестёрочки. – Мы польщены вашим выбором, но хотели бы попросить оказать эту честь другой, более достойной цифре.

- Ах, как это мило! – улыбнулся король. – Судя по вашей речи, вы большой специалист по этикету. И очень скромны. Нет-нет, дочь такого достойного моего подданного будет украшением моей олимпиады.

- Ваше Величество! – строгим учительским тоном заговорила с королём мудрая Пятёрка. – Я высоко ценю ваш выбор и благодарна за оценку моего труда, вложенного в выбранную вами Шестёрку. Но поверьте моему педагогическому опыту, что для олимпиады больше подходит другая моя воспитанница…

- Позвольте-позвольте! – остановил мудрую Пятёрку король. – Я высоко ценю ваш труд! Вы воспитали много достойных цифр. Трое моих министров были вашими учениками. Я верю, что вы не ошибаетесь и кто-то другой из ваших учеников более достоин участия в олимпиаде. Но неужели вы не дадите бедной маленькой Шестёрке ни одного шанса проявить свои таланты? Нет, я не верю в это!

И старая учительница не посмела возразить королю.

А потом во дворец позвонил кто-то неизвестный и тоненьким детским голоском попросил заменить Шестёрочку на ту Троечку, которая вышивала гобелены для макета замка. Наверное, это Четвёрка – знаток истории – хлопотала за свою подружку. Король страшно рассердился и даже затопал ногами:

- Нет, нет, нет! – закричал он в трубку телефона. – В олимпиаде будет принимать участие именно Шестёрка!

У короля было доброе сердце, и он очень не любил, если кого-то обижали или занижали его достоинства.

- Бедняжка! – подумал он про Шестёрочку. – Её никто не ценит! Ну, ничего! Я сделаю всё для того, чтобы она достойно выступила на олимпиаде, и тогда все увидят, какая она замечательная!

 

За неделю до начала лета Шестёрочка приехала в столицу. Она стояла перед королевским дворцом слегка растерянная. Накануне папа долго смотрел на неё, раскачиваясь на пятках, и отчего-то молчал. И от этого его молчания ей самой впервые в жизни не хотелось ничего говорить.

- Ну что ж, - наконец, произнёс папа. – Может, это к лучшему.

Мама и бабушка промолчали, а Дубляшка чихнул и не подошёл к ногам циферки, чего никогда не было раньше.

Шестёрочка приехала в столицу расстроенная и подавленная, совершенно не понимая, отчего все так суровы с ней. Она даже не подозревала, что ничего не умеет делать, потому что никто из ребят ни разу не назвал её неумехой, а то, что говорили родители и мудрая учительница, она попросту пропускала мимо ушей.

- Я – самая талантливая! – подбодрила себя циферка, и смело зашагала по мосту, ведущему во дворец от главной площади столицы через ров.

Девочка постучала в ворота, окованные бронзовыми узорами из цветов, листьев и ягод.

- Здравствуйте! – поклонилась она стражнику, распахнувшему створки ворот, и зашагала по дворцовому двору туда, куда указывали разноцветные стрелки с надписями: «Большая Королевская олимпиада».

Впереди и следом за ней шли другие циферки, выбранные королём для участия в испытании. Все они были лучшими учениками в своих школах и классах, все отличились в чём-нибудь.

Мальчик-кол из Умножайного лучше всех бегал и прыгал. Известные тренеры предсказывали ему блестящее будущее. Девочка-двоечка из крошечной деревушки Минусовки, которую доставили во дворец на вертолёте, делала уличные скульптуры из пластиковых банок и бутылок такой красоты, что некоторые резчики по дереву и мастерицы-вязальщицы платков, думая, что перед ними настоящие кружева, трогали их руками. Воздушные голуби и бабочки украшали деревушку, привлекая в неё туристов – со всего королевства ехали цифры, чтобы полюбоваться на работы девочки. Говорят, её талант раскрыл участковый полицейский, заметивший, как ловко она орудует ножичком. Он предложил ей вырезать что-нибудь из арбуза. И циферку так захватила идея, что она все арбузы и тыквы с огорода превратила в ёжиков и зайчиков. Но родителей и соседей это не очень порадовало – никто не хотел есть арбузных и тыквенных зверюшек, и они пропадали на солнце. Однажды двоечка гуляла по берегу реки, и обратила внимание на мусор, оставленный отдыхающими. Она подобрала несколько банок и бутылок из пластика и… В этот день на свет появилась первая пластиковая скульптура – дельфин.

Столицу Тридевятого государства Цифроград представляла тихоня-троечка – большая мастерица по подсвечникам. Она делала их из глины и пластилина, дерева и камней, ракушек и листьев. И даже из бумаги! Да, так искусно складывала бумажные листы, что огонёк свечи успевал догореть до основания, а стенки подсвечника не плавились и не горели. Её подсвечники и светильники очень ценили в королевстве. И даже сам Его Величество заказал троечке несколько штук – хотел подарить соседям-королям.

В Вычитайграде монарх присмотрел ещё одного участника олимпиады – смелого мальчика-четвёрку, несколько раз выходившего на своей лодке в море, чтобы добыть редких рыб для городского океанариума. И теперь малыши и взрослые любовались на переливающегося всеми цветами радуги морского ерша или кормили креветками тигровую золотую рыбку. Работники океанариума восхищались талантом мальчугана, который не только поймал рыбок, но и сумел их доставить на берег живыми! Ведь даже в школьных учебниках записано, что именно этот морской ёрш и именно эта тигровая золотая рыбка не переносят неволи. А юный биолог изобрёл чудо-садок, где рыбы чувствовали себя, как дома.

Посёлок учёных Знаменатель представляла отличница-пятёрка. Не было такого предмета в школьной программе, по которому бы она не получила высшую оценку. А после школы девочка работала в приюте для бродячих животных. Она убирала в клетках и вольерах, кормила кошек и собак, играла с ними и выгуливала. Давала им микстуру, если заболели. Лишь только пятёрочка подходила к воротам приюта, как все кошки и собаки ставили лапки на стекло, отделявшее их клетки от общего зала. А когда циферка входила в приют, раздавался громкий лай и мяуканье – звери говорили ей: «Здравствуй, добрая душа! Как же мы по тебе соскучились!»

Из степного хуторка Столетнего приехала совсем крохотная циферка. Юная семёрочка только что закончила первый класс. Но король заметил её на одном из многочисленных фестивалей, проходивших в государстве. У девочки прорезался голосок, и она великолепно спела балладу о битве на реке Делиловке, где рать цифр сошлась с ратью иероглифов, и на поле перед битвой выехали два воина, чтобы сразиться в честном бою. Семёрочка с таким чувством пела про то, как шумел сосновый бор Корень во время поединка, что Его Величество прослезился.

В Дробеграде королю приглянулся мальчишка-восьмёрка. Путешествуя с родителями по побережью Логарифмического моря, мальчуган вёл дневник, фотографировал животных и птиц, составлял карты бухт и заливов. Да так точно всё зарисовал, что Академия картографии взялась издать его работу в виде атласа.

Из станицы Тысячелистной прибыла во дворец девятка с глазами-рентгенами. Казалось, что вся ворчливость и придирчивость рода девяток каким-то немыслимым образом слились в этой девочке. И появилась цифра, которая могла на глазок установить количество микронов в мельчайшей детали. Авиаконструкторы и корабелы просили эту участницу олимпиады проверить их работу. И, если бы кто-то вёл счёт аварийным ситуациям, которые не случились благодаря ей, вся грудь девятки была бы увешана орденами и медалями.

А ещё один участник прибыл прямо с южной пограничной заставы с длинным-длинным номером вместо названия, где служил его отец. Мальчик-нолик был самой неожиданной находкой короля. Он попал ему на глаза, когда Его Величество отправился с визитом в соседнее государство. Проезжая через пропускной пункт на границе, он и заметил этого мальчугана. Нолик стоял на пути королевского кортежа с закрытыми глазами, вытянув руки в сторону границы. Он словно ощупывал стену, находившуюся перед ним. Его Величеству объяснили, что этот ребёнок обладает даром на расстоянии определять опасность, и пограничники разрешат ехать его лимузину лишь после того, как крошечный нолик объявит, что впереди всё спокойно. В тот день король не мог остановиться и побеседовать с сыном пограничника, но на обратном пути сделал это. Узнав, что мальчик не ходит в школу, потому что в этой местности нет ни одной школы, Его Величество расстроился. Ему было жаль, что такой способный ребёнок растёт неучем. Но, оказалось, что нолик учится дома, и что на заставе каждый солдат и офицер считают своим долгом проверить – хорошо ли он знает таблицу умножения, может ли сказать, сколько морей омывает Тридевятое королевство, и помнит ли, когда произошла главная битва в войне букв и цифр. Король решил проверить познания мальчугана и удивился, поняв, что тот опережает детей своего возраста в развитии. Тогда Его Величество решил, что нолик достоин участия в Большой Королевской Олимпиаде.

И вот среди таких замечательных ребят очутилась Шестёрка-болтунья. Она даже не представляла, насколько сильные у неё соперники, потому что была увлечена только собственной персоной. В комнате, которую отвели ей в королевском дворце на время соревнования, она встала перед большим позолоченным зеркалом и приняла величественную позу:

- Я – самая-самая лучшая шестёрка в королевстве! Я – победительница олимпиады!

Так и вертелась перед зеркалом всё утро, пока не прозвучал гонг, зовущий на первое состязание.

Избранницы и избранники короля вышли на площадку во внутреннем дворе дворца. Они чувствовали себя неуютно под взглядами Его Величества, членов жюри и множества журналистов, приглашённых освещать в прессе это грандиозное событие. Девочки теребили резинки и бантики в косичках, мальчики глядели хмуро. Шестёрочка же присела в реверансе перед королём, слегка поклонилась жюри, а потом послала воздушные поцелуи каждому журналисту.

Ударил гонг, и председатель жюри открыл конверт, в котором находилось первое задание олимпиады.

- Милостивые судари и сударыни! Счастлив видеть вас. Надеюсь, каждому участнику олимпиады удастся показать свои таланты во всей красе в сегодняшнем состязании. Итак, - главный судья сделал паузу, - первое задание – свободное! А это значит, что каждый из вас сам решает, чем удивить жюри и порадовать Его Величество. Удачи!

Дети повернули головы в сторону короля, который смотрел на них благожелательно. Они ждали, что он тоже что-то скажет, но Его Величество промолчал, помня обещание, данное главному судье (лучшему учителю страны) не смущать и без того растерянных детей лишними речами. Он обещал лишь приветливо улыбаться и подбадривать ребят аплодисментами.

Юные цифры и в самом деле слегка растерялись, узнав задание. Это со стороны могло показаться, что оно лёгкое. На самом деле нет ничего труднее выбора. Что делать, если у тебя несколько талантов? Петь или танцевать? Сделать скульптуру или написать стихи? Нарисовать картину или испечь торт?

Судьи оказались цифрами опытными, с большим педагогическим стажем, поэтому дали ребятам полчаса на размышление, час на подготовку всего необходимого и лишь затем старт соревнованию.

Мальчик-кол на удивление всем выбрал песочную анимацию, Девочка-двоечка – бисероплетение. Троечка расхрабрившись вызвалась петь. Мальчик четвёрка захотел показать театр теней. Пятёрка-отличница остановила свой выбор на акробатике, семёрочка решила читать стихи, восьмёрка – вышивать, девятка – фотографировать, а нолик – прыгать в высоту с шестом.

А неумеха Шестёрочка даже думать не стала – заявила, что хочет испечь для Его Величества ванильный торт. Король зааплодировал, думая: «Ах, какая прелестная девочка! Интересно, откуда она знает, что я обожаю ванильный торт?» Шестёрочка, конечно, этого не знала. Просто ванильный торт любила печь её бабушка, а она всегда вертелась рядом и видела, как это делается.

Пять часов шло состязание. Дети пели, читали стихи, показывали вышивки, поделки из бисера, акробатические этюды… Очень впечатлили судей театр теней и песочное шоу. А потом дошла очередь до торта, который испекла Шестёрочка. Король посмотрел на него в недоумении, жюри едва не поперхнулось от его вида, а дети рассмеялись. Торт был похож на… подошву старого башмака – плоский, чёрный и расползающийся в разные стороны.

«Может быть, он неказист с виду, но приятен на вкус?» - с доброй улыбкой подумал Его Величество, и попросил отрезать ему кусочек на пробу.

Жюри поспешило присоединиться к королю, а детям Шестёрка сама отрезала по кусочку.

Слегка откусив от предложенной порции, Его Величество выкатил глаза из орбит и едва удержался, чтобы не выплюнуть предложенное лакомство. Он не был педагогом, но прекрасно владел собой и знал придворный этикет, поэтому сделал усилие и проглотил кусочек.

- Торт превосходен! – сказал он с милой улыбкой, вытирая губы салфеткой. – Моя матушка пекла точно такой же, только сахара и ванили в нём было поменьше!

Он сделал ещё одно усилие над собой и проглотил весь оставшийся кусок торта, не пережёвывая. Члены жюри – опытные педагоги – последовали примеру короля. А дети… Дети были воспитанными циферками, но совершенно не хотели есть неаппетитное блюдо, поэтому отказались, сославшись на то, что от волнения им кусок не лезет в рот.

 

Семь дней шла олимпиада. Ещё шесть раз собирались её участники на площадке королевского двора. Шесть раз после первого дня оглашал судья задания. И циферки то строили макеты новых городов, то мастерили проекты по защите природы, то решали, как сделать так, чтобы в стране не было бедных, то засеивали клумбы королевского сада, то помогали кормить детёнышей разных животных. И все-все-все, даже крошечная семёрочка, справлялись с заданиями… Все, кроме Шестёрки. Её город состоял из кривых улочек, наезжающих друг на друга и упирающихся в тупики. Её проект по защите птиц, если бы его осуществили, привёл бы к вымиранию змей и появлению в центре Математического царства множества болот. Для того, чтобы решить проблему бедности, она предложила раздать королевскую казну и занять денег у соседей. Для клумбы в саду она взяла по горсточке семян из сотни предложенных. Она не подумала, что одним из них нужно было много воды, другим мало, третьим хотелось расти ввысь, четвёртые расползались по земле… Флоксии забили бы ромашки, а колокольчики не выросли рядом с розами. Цветы заглушили бы друг друга и погибли бы все до единого за три дня. Зверюшки, которые льнули к другим ребятам, прося у них лакомство, разбегались при появлении болтливой циферки, которая так и не смогла приманить ни одного оленёнка или козлёнка.

Ребята так увлеклись соревнованием, что позабыли бы обо всём на свете, если бы не гостеприимство короля, который считал своим долгом развлекать гостей. Каждый день их ждало что-то необычное и интересное. Утром они бултыхались в королевском бассейне, вода в котором отливала такой голубизной, словно это была расплавленная бирюза, или катались на маленьких пони, запряжённых в белые фаэтоны. А после состязаний всех ждало королевское угощение. Его Величество любил покушать, и дворцовые повара каждый день подавали на стол новое блюдо – персики в банановой кожуре под ежевичным соусом, рябчики, фаршированные сосисками, нежные котлеты из молочных поросят, фисташковое мороженое… И это было не только вкусно, но ещё и красиво. Салаты подавались в маленьких вафельных стаканчиках – тарталетках или выкладывались на красивых досках в виде зверюшек (крабов, зайчиков, лисичек, медвежат). Кусочки торта украшались крошечными разноцветными свечками, а бокалы с соком – ажурными зонтиками с позолотой и бисером.

А после ужина начинались развлечения. Его Величество учил детей играм своего детства. Ах, как смешно было изображать монаха в красных штанах и требовать отдать красную или синюю краску, а потом догонять того, кто выбрал этот цвет! Как весело было носиться друг за другом, играя в догонялки или «колдуна»!

Но больше всего понравились ребятам «кошки-мышки». Король рассказал, что во времена, когда его дедушка был мальчиком, игрока, которому выпало быть кошкой, специально старались запутать, поэтому не только завязывали глаза, но ещё заставляли несколько раз поворачиваться вокруг себя и задавали вопросы, на которые он должен был давать правильные ответы:

- Где стоишь?

- На мосту!

- Что пьёшь?

- Квас!

- Лови мышек, а не нас!

Играя в «кошки-мышки», даже болтливая Шестёрка становилась удивительно молчаливой, пробираясь на цыпочках или на четвереньках мимо циферки с повязкой на глазах.

Увы, всему когда-то приходит конец! Пришёл он и для Большой Королевской олимпиады. В день её закрытия председатель жюри объявил победителей. И их оказалось… десять. Да-да-да ровно десять! Король и члены жюри решили никого не обижать и вручили каждому участнику Большую Королевскую грамоту и медаль. Все получили награду. Даже неумеха Шестёрка. Опытные учителя давно поняли, что перед ними обыкновенная хвастунишка, но не решились сказать королю, что он выбрал недостойную цифру для олимпиады. А Его Величеству было безумно стыдно перед мудрой Пятёркой и отцом Шестёрочки, которые советовали ему выбрать кого-нибудь другого. А больше всего ему было стыдно перед незнакомой маленькой циферкой, на которую он накричал по телефону.

 

Шестёрочка вернулась домой окрылённая победой. Она шла по улицам родного города, высоко задрав нос, словно была не шестёркой, а единицей. Она чувствовала себя королевой, пока не услышала за спиной смех и крики:

- Вот идёт самая глупая шестёрка на свете!

- Нет, это идёт самая большая врунья!

Она оглянулась и увидела двух мальчишек-близнецов из рода двоек. Они указывали на неё пальцами и хохотали.

Шестёрочка фыркнула, решив не обращать внимания на хулиганов. И пошла дальше.

- Господи, какое горе иметь такую дочь! - сказала идущая навстречу дама-девятка. – Опозорила родителей на всё королевство!

«О ком это она?» - не поняла Шестёрочка.

- И как наш король мог так ошибиться? – покачал головой продавец сладкой ваты на углу дома, где жила циферка. – Надо же было выбрать такую неумеху!

Шестёрочка покрутила головой, пытаясь увидеть того, о ком говорил продавец-тройка. Но вокруг никого не было.

Дома её встретили расстроенные родители, бабушка и Дубляшка.

- Какой позор! – сказала заплаканная мама.

- Этого следовало ожидать! – вздохнул папа.

- Хорошо, что дедушка не дожил до этого дня! – проворчала бабушка.

- Мяу! – добавил Дубляшка, который не умел говорить ничего другого.

Шестёрочка с гордостью протянула родителям грамоту с королевскими гербами и красивую коробочку с медалью. Она ждала, что все начнут поздравлять её с победой. Но папа, внимательно посмотрев на неё, спросил:

- Что написано на твоей медали?

- «За смелость», - гордо ответила она.

- А ты знаешь, что написано на медалях других ребят?

- Нет! – пожала плечами Шестёрочка.

Зачем ей были нужны чужие награды. Она получила медаль самой первой, и так увлеклась её разглядыванием, что ничего уже не видела и не слышала.

- Другие ребята получили медали «За лучшую клумбу королевского сада», «За волшебную песочную анимацию», «Лучший защитник зверей и птиц», «За лучший проект помощи бедным». Они – лучшие, а ты… всего-навсего смелая.

- Наглая и бессовестная! – не выдержала бабушка.

Шестёрочка смотрела на свою медаль и ничегошеньки не понимала. Она же победила! Она делала всё лучше всех!

- Пусть сама посмотрит! – предложила мама.

И папа, усадив циферку перед телевизором, включил ей запись передачи про олимпиаду.

- Надеюсь, ты досмотришь до конца? – спросил, словно приказал, он.

- Досмотрит! Про себя она обязательно досмотрит до конца! – бабушка в сердцах хлопнула дверью, уходя на кухню.

И Шестёрочка, действительно, досмотрела всё до конца.

Она смотрела и ничего не понимала. На экране всё выглядело совсем не так, как ей казалось, когда она была во дворце. Король совсем не улыбался, а морщился, глотая кусочек её великолепного ванильного торта. Члены жюри с отвращением жевали свои куски, а ребята за её спиной делали друг другу какие-то знаки. Во время представления проектов по защите животных и помощи бедным, жюри заткнуло уши, король поднял глаза к небу, делая вид, что рассматривает облака, а дети толкали друг друга в бока и старались не смеяться в голос.

Она смотрела-смотрела-смотрела и не верила глазам. Ведь она же победила! Она получила медаль!

О, да! Она на самом деле получила медаль… из рук главного судьи. А остальным участникам медали и грамоты вручал сам король. Он жал им руки и говорил добрые слова.  А Шестёрочка в это время ничего не видела. Она стояла на своём месте, улыбалась и показывала журналистам медаль и диплом.

- Как глупо я выгляжу со стороны, - ужаснулась циферка.

Несмотря на то, что она никогда никого толком не слушала, она всё же была дочерью и внучкой журналистов. Поэтому ни на секунду не усомнилась в том, что показанное в передаче - правда. Она поняла, что другие участники олимпиады – настоящие таланты. А она – просто хвастунишка и никто более.

Когда запись передачи закончилась, в доме наступила тишина. Юная циферка осталась дома одна. Родители и бабушка ушли куда-то по делам.

Шестёрочке было стыдно и грустно. Она вспомнила, какой гордячкой всегда была, как не хотела никого слушать – ни маму с папой, ни бабушку, ни учительницу, как она обижала ребят...

- Господи, какая же я… - начала циферка и остановилась, не зная, как себя назвать.

- Мяу! – сказал Дубляшка и потёрся об ноги девочки.

Она хотела отфутболить его, как делала это обычно, но вдруг вспомнила, как папа писал сказки про их котика, а она никак не могла понять, что в нём такого необыкновенного. Девочка нагнулась и взяла кота на руки, а он тут же запел ей песенку. Да так громко и звучно, что она почувствовала дрожание его тела. «Муррррр», - пел Дубляшка. И от этого звука на душе у Шестёрочки стало легко-легко.

- Дубляшка, ты на самом деле – самый необыкновенный, самый лучший кот на свете! – сказала она и села в бабушкино кресло-качалку.

Под ровное мурчание кота девочка заснула. И ей приснилось, что её котик участвует в олимпиаде и печёт ванильный торт. Все выстраиваются в очередь за кусочками торта и умоляют дать им добавки. А Дубляшка важно говорит королю, что лучший кусочек хочет отдать своей хозяйке – Шестёрочке. Его Величество соглашается и робко просит оставить ему хотя бы маленький кусочек торта. А потом Дубляшку наградили. И в этот момент чьи-то руки подняли Шестёрочку и куда-то понесли.

- Папа, - пробормотала сонная циферка, узнав отца, - мне сейчас такой сон приснился!

- Про то, что тебе дали медаль? – проворчал папа, привыкший к хвастовству дочери.

- Не мне, а Дубляшке! Представляешь, ему дали медаль «За лучший ванильный торт»!

Папа очень удивился, но ничего не сказал дочке. Просто уложил её в постель и укрыл одеялом. А сам на цыпочках прошёл на кухню, где сидели мама и бабушка, и рассказал им про сон Шестёрочки.

- Неужели, она наконец, что-то поняла? – с надеждой спросила мама.

- Поживём – увидим! – вздохнула бабушка.

А папа ушёл в свой кабинет. Он долго что-то искал и шумно листал папки с бумагами. Потом вошёл в комнату дочери и положил на стол толстую тетрадь, в которую когда-то записывал сказки про котёнка.

Наутро никто не узнал Шестёрочку. Она не трещала без умолку, называя себя самой умной, самой хорошей. Девочка с ногами забралась в бабушкино кресло, положила на колени Дубляшку и шёпотом читала ему сказки из папиной тетрадки. Два дня длилось это чтение, а на третий циферка сбегала в магазин и вернулась с точно такой же тетрадью, как та, в которую записывал свои сказки её отец.

Шестёрочка села за стол, открыла тетрадь и начала что-то в неё записывать. Она писала всё лето, отказываясь ходить на речку и плавать наперегонки с другими ребятами.

В первый учебный день Шестёрочка вошла в кабинет отца и положила на стол исписанную тетрадь. Как только за дочерью закрылась дверь, папа прочитал первую страницу. Это были сказки. Сказки про самого умного, доброго и воспитанного кота по имени Дубляшка. Папа начал читать и не смог оторваться от тетрадки, пока не дошёл до последней страницы. Сказки были великолепны! Обычный полосатый кот в них был то супергероем, то заботливой нянькой, то мудрым советчиком. Словно с глаз Шестёрочки спала пелена, которая мешала ей видеть мир. Она начала говорить (вернее, писать) так ярко и красиво, как не смог бы сделать сам папа.

Через некоторое время в свет вышла большая книга сказок про Дубляшку. В первой части книги были сказки папы, во второй – дочери. А на обложке художник нарисовал серого полосатого кота в поварских колпаке и переднике, угощающего тортом самого короля.

Книжку быстро раскупили. И Шестёрочка стала знаменитой. Многие журналисты захотели рассказать про неё. Они забросали девочку вопросами о том, как ей удалось написать такие замечательные сказки, думает ли она писать дальше. И ещё о многом, многом, многом спрашивали Шестёрочку.

А она на все вопросы отвечала:

- Да разве у меня хорошие сказки? Вот у папы они настоящие, волшебные! Да разве я сама всё это придумала? Мне Дубляшка рассказал!

И все, кто читал в газетах про Шестёрочку, говорили:

- Какая талантливая девочка! И какая скромная!

Больше всех её успехам радовался король:

- И всё-таки я не ошибся в ней! Какая славная девчушка! И сказки у неё добрые!

Его Величество заказал сто книг про Дубляшку для главных городских библиотек страны, а потом ещё тысячу для сельских. Он очень хотел, чтобы эти истории прочитал каждый ребёнок в Тридевятом государстве.

 

Публикация на русском