Просмотров: 67 | Опубликовано: 2020-09-14 02:26:05

Капитанский тест

      Уроки в гимназии закончились, но ученики не расходились — ожидали классный час и, как обычно, оживленно переговаривались друг с другом. Тася Киселёва наматывала на указательный палец выбившуюся у висков тонкую прядь русых волос и наблюдала за Егором. Рослый и стройный, он стоял между рядами парт и, поворачиваясь, как ей казалось, чтобы поймать её взгляд, что-то шутливо говорил друзьям, а они хихикали. Тася следила за его выразительными движениями длинных рук, словно он дирижировал оркестром. Он был старостой их «11- А», и ему удавалось вести класс, создавая единое направление и общее звучание.

       К двери приблизились быстрые шаги. Все ученики вмиг повернулись к доске и замерли.  Дверь открылась. Гимназисты встали, шумно отодвинув стулья. К учительскому столу уверенной походкой прошёл невысокий седоватый преподаватель физики Илья Борисович:

     — Садитесь, — на ходу махом руки показал, что можно сесть. Стулья вразнобой прохрипели и успокоились.

     Илья Борисович положил на стол желтоватую брошюру и через очки посмотрел на класс:

     — Начну, пожалуй, с главного. В понедельник будет капитанский тест.

      Гимназисты всколыхнулись, не зная, о каких нововведениях пойдёт речь. Влад с задней парты выкрикнул:

       — Зачем нам капитанский? Никто из нас поступать в мореходку не собирается.

        Илья Борисович пригладил короткую с проседью бороду:

       — Влад, ты не дослушал до конца. Объясняю. Капитанский — так его назвал я. После прощального звонка вы отправитесь от родной пристани — нашей школы — в открытое плавание. Вы все собираетесь поступать в вузы, кто-то поедет в Москву в МГУ, Бауманский и другие…  Там на экзамене могут быть задачи, выходящие за рамки школьной программы. Вот я и хочу проверить, как вы справитесь с подобными задачами. Тест покажет это. — Он бегло полистал брошюру.  — Двадцать задач. Не из лёгких. В гуманитарных классах задачи попроще, а у нас, в физмат-классе, сами понимаете, они не могут быть простыми. Это предпоследняя для вас контрольная работа, решающая. От неё будет зависеть годовая отметка в аттестате и то, сможете ли вы в дальнейшем стать капитанами и вести своё судно по любой волне в любом направлении…

          Притихший класс зашевелился. Кто-то глубоко вздохнул.

     — Не вздыхайте, не переживайте. Надеюсь, вы справитесь. Но прошу отнестись к заданию серьёзно... Второй вопрос: надо вымыть окна в классе. Конечно, можно привлечь ваших мам или нанять кого-то… Но вы взрослые, думаю, что и вам это по силам. В эту субботу сможете?

      Послышались тихие и громкие «да».

     — Вот и хорошо. Тогда приходим к десяти. — Илья Борисович глянул на часы. — Ребята, посидите тихо, я в учительскую на минутку…

         Дверь за ним захлопнулась. Егор подлетел к учительскому столу. Суетливо перебирал на нём бумаги. Класс с замиранием наблюдал. Лёша ближе всех сидел к входной двери, вскочил и, слегка приоткрыв её, смотрел в щелочку, как преподаватель приближался к учительской:

         — Идёт, идёт! — просигналил и, как ни в чём не бывало, шмыгнул на место.

         — Кажется, здесь капитанский тест, — Егор поднял над головой брошюру и быстро вернул её.  Мигом сел за парту.

        Илья Борисович никаких перемен на столе не заметил: 

        — Продолжим…

        Почему он не спрятал тест в недоступное место? Наверное, потому, что отлучился на пару минут, и за это время невозможно списать задачи. Но, главное, он доверял своим воспитанникам. Учил их не списывать, и они умели работать самостоятельно. Гордился, что класс сильный, многие ученики участвовали в городских и общероссийских олимпиадах, занимали призовые места. По-отцовски старался понимать класс, сформировавшийся за годы учёбы как цельный организм. Стоило сказать Егору, что классу надо сделать, и все как один выполняли это поручение. Но не всегда всё было идеально. Случалось, ученики огорчали классного руководителя, опять же, все. Как-то весь класс ушёл с последнего урока биологии в сквер возле школы.

         — Я понимаю: конец года, весна, устали… Но что я скажу директору гимназии? Как я объясню поведение класса, которым всегда гордился?.. — с горечью говорил Илья Борисович, пытаясь заглянуть каждому в глаза. Все сидели неподвижно, потупив взгляд. И как всегда, какие бы «подвиги» не совершал класс, перед укоризненным взглядом учителя все чувствовали себя виноватыми, побеждёнными. Тасе было ужасно неловко за себя и весь класс за то, что учителю, которого они искренне уважали, придётся объясняться за их поведение. Ей не нравилось предложение Егора сбежать с биологии, но она понимала, что класс послушает не её, а пойдёт за старостой. Не оставаться же одной в классе?

         В субботу гимназисты собрались для уборки в свободной одежде. Двигали парты, делая удобный подход к окнам, убирали с подоконников горшки с фиалками. В открытые форточки ветерок вносил аромат сирени.

         Илья Борисович, убедившись, что работа начата, ушёл в учительскую. Пока девчонки до блеска натирали оконные стёкла, Егор зашёл в смежное подсобное помещение, где хранились книги, оборудование и принадлежности для физических опытов: «Скорее всего, капитанский тест где-то здесь». Лёша настороже слегка приоткрыл входную дверь. Егор копался на полке с книгами:

     — Нашёл! — радостно крикнул. — С решениями! Ручку и бумагу сюда!

      — У кого есть? — ссутулившись, пронёсся по классу Влад. Все засуетились, озадачились  поисками. Быстро нашли бумагу,  две ручки. Влад юркнул в подсобку. С Егором они переписали все задачи первого и следующего тестов.

     — Готово! — Егор вышел из подсобки с чувством исполненного важного дела. Все громко зааплодировали, так что из соседнего класса прибежал учитель истории. Но так и ушёл с недоумением. А Егор объявил:

     —  Кому надо, приходите ко мне домой, размножим.

      Понеслись выкрики:

      —  Мне надо!

      —  И мне!

      Тася считала похищение задач удачей. Радовалась, что сможет ими воспользоваться. Ей захотелось заранее быть уверенной в отличной отметке. Стоя на стуле у окна в брюках и майке с тряпкой в руке, она тихо произнесла:

      — И мне тоже.

      Все удивлённо глянули на неё.

      — Что я слышу, Киселёва? Неужели? — кривлялся Влад. — Гордость школы, круглая отличница…

       Тася перешла из простой общеобразовательной школы в гимназию в седьмом классе. И сразу ощутила разницу: раньше на уроке учитель даст задачу, она решит и ждёт, когда другие закончат решать. А здесь все выполняли задание почти одновременно, ученики подобрались сильные,  учебный план отличался от общепринятого стандарта. Тасе было нелегко удерживать уровень отличницы, но она стремилась получить к аттестату золотую медаль*, благодаря которой можно было бы поступить в Технический университет на бюджетной основе, пройдя лишь собеседование и не сдавая экзаменов. Она воспитывалась без отца, и финансовый вопрос при поступлении в университет вставал трудно преодолимой преградой.

       — Влад, ну что ты так ко мне? У меня сил не осталось из-за олимпиад! — огрызнулась Тася. — Мне надо не ниже пятёрки. Могу я хоть раз в жизни не усердствовать?

      — Можешь. Да ты на него не обижайся, он просто липнет к тебе…— сказал Егор, как показалось Тасе, с ноткой ревности.

      — Что за бред? — Влад дерзко стукнул ногой ведро с водой.

      В воскресенье Тася собиралась к Егору. Перебирала и примеряла перед зеркалом платья. Распустила волосы, привычно собранные в хвост. Был повод пообщаться с Егором вне школы, не как ученики, а как парень с девушкой, он говорил, что будет дома один, без родителей. Но она всё ещё медлила, туман сомнений мешал ей решиться:

       «Вдруг Илья Борисович узнает?.. Не узнает. Мне так нужна пятёрка! И медаль!.. Но он всегда нам говорил, пусть ниже отметка, но своя, заслуженная… А вдруг получу плохую оценку? Тогда без медали не поступлю на бюджетное место. Значит, совсем не поступлю!.. Надо взять решения… А вдруг тайное станет явным? И ещё Влад… он проходу не даст, все уши прожужжит с издёвкой, напомнит мне и всем, как далась эта оценка… И тогда учитель точно узнает… А если не получу пять, вдруг не поступлю… Мама очень расстроится, у неё прыгнет давление… Пойду к Егору!.. Илья Борисович от меня этого не ожидает...»   

       Раздался телефонный звонок. Звонил Егор:

      — Жду-жду, а ты не приходишь. Уже всем нашим копии раздал.

       Тася не сразу сообразила, что ответить, язык потяжелел:

      — Я книжку читаю.

      — Потом дочитаешь. Приходи скорей! Капитанский тест важнее всякой книжки! — Егор говорил оживлённо. — Мы так договорились: тот, кто никогда не получал пятёрок, пусть и сейчас пишет не на пять. Если все получат пятёрки, что подумает Илья Борисович? 

       Время торопило Тасю принимать решение. И вдруг туман сомнений в её голове развеялся:    

      — Спасибо, мне не надо.

      — Надо! Ты такой же человек, как и все. Тебе надо экономить силы для поступления в университет.

      — Не хочу обманывать ни Илью Борисовича, ни себя, ни класс, — с лёгкостью сказала она. И впервые представила оркестр, которым дирижирует Егор, без одного музыканта.

      — Тася, да ты что… От этого — только польза! Я же для всех вас старался. А ты… И зачем отрываться от коллектива?... Не понимаю...

        — Плохо от этого никому не будет… — Тася не хотела продолжать эту тему и попрощалась.

 

         Перед контрольной все гимназисты были спокойны и уверены. Илья Борисович выдал задание, и все без раздумий принялись выполнять. Тася  как никогда нервничала, торопилась и, словно бежала по каменистой дороге, спотыкалась. Решала, но не всё получалось, исправляла, пропускала, принималась за следующую задачу, а потом вновь возвращалась к предыдущей. Ей мешала мысль, что она позади всех, и у неё не хватит сил преодолеть каменистый путь, а одноклассники уже приближаются к финишу лёгким уверенным шагом...

         Все ждали итогов контрольной.

         Учитель, улыбаясь в бороду, вошёл в класс и чуть ли не с порога начал:

      — Капитанский тест проверен. И вы знаете, ребята, я такого не ожидал.

      Все переглянулись и замерли.

      — Вы всегда выполняли работы достойно, а в этот раз результат превзошёл все мои ожидания. — Улыбка не сходила с его лица. А ученики, опустив глаза, слегка двигали плечами, не понимая, догадался он о списывании и теперь иронизирует или ничего не заподозрил и верит, что они так хорошо всё решили сами. — Вы молодцы! Параллельный класс хуже вас справился с заданием. В прошлом году результаты по подобному тесту были ниже. Вы меня порадовали, ребята!

       Он зачитал, кто получил четыре и пять. Таси в списке не было.     

       Обычно класс после каждой названной пятёрки выражал восторг выкриком «О!» и аплодировал, а сейчас всплесков радости не происходило. Все молчали, как никогда, и только Влад, впервые получив отличную оценку, не удержался:  

      — О, классно! Редкое явление.

       Илья Борисович перевёл взгляд на притихший класс: 

      — Я что-то вашей радости не вижу… Вот только Киселёва меня очень огорчила. На тройку написала, никогда такого не было. Что с тобой, Таисия, случилось? На медаль шла, а теперь, наверное, не видать тебе медали. Жаль, очень жаль. Я, конечно, тебя вызову ещё…

      — Чтобы вытянуть за уши на медаль? Конечно, она ваша любимица…— съязвил Влад. Егор, резко глянув на него, взорвался:

      — Помолчи! Отличник на надувной лодке!

      — Погодите, — учитель строгим голосом погасил вспышки недовольств.— Я внесу ясность. Да, она моя любимица, потому что все годы добросовестно трудилась и добивалась высоких результатов. И это известно всем. А что с ней произошло в этот раз, я не знаю, может, какие-то неприятности повлияли… приболела или дома что-то… Через два дня будет ещё один подобный тест.

      Конечно, тройка Тасю огорчила. Ей не хотелось расстраивать маму и мириться с мыслью, что эта отметка разрушила её мечты. Зато на душе было легко и спокойно, что не переступила линию, прочерченную ею самой как запрещённую. Она видела удручённые лица одноклассников и, будто огромные тяжёлые рюкзаки за спиной мешали им разогнуться, поднять головы и посмотреть в глаза учителю. 

       — Удивительно, — размышляла Лёля в коридоре среди друзей, — мы все написали тест хорошо и ходим как в воду опущенные, а Таська получила плохую оценку и порхает!

      После уроков гурьба одноклассников выскочила во двор. Егор подозвал всех к себе: 

      — Решение задач следующего теста у вас есть... Вы как хотите, а я выхожу из игры — буду сам решать.

     Друг за другом понеслись голоса:

      — И я!

      — Я тоже…

       Через два дня класс пыхтел над контрольной...

       Илья Борисович объявил результат:

      — Всем зачёт. Оценки соответствуют вашей работе в течение года.

     Все переглянулись и захлопали в ладоши.

         Через двор гимназисты шли шумной ватагой, размахивая сумками, с виду все похожие — в сине-голубых формах. За калиткой разошлись в разные стороны уверенно и гордо, будто они без пяти минут капитаны, и им нипочём любая погода.

 

 

Публикация на русском